Материалы Родительской конференции «О введении ФГОС ДО»
«О введении ФГОС ДО»
В соответствие с федеральным законом «Об образовании в Российской
федерации», вступившим в силу 1 сентября 2013 г., изменился социальный статус
дошкольного детства.
Дошкольное образование становится первым этапом государственного
образования, не менее значимым, чем все остальные. Дошкольному образованию
отводится важнейшая роль в развитии личности человека.
Столько внимания к дошкольному образованию не случайно. Обобщив исследования последних лет, ученые обозначили круг значимых изменений у современных детей:
- резкое снижение познавательного развития детей дошкольного возраста;
- снижение желания активных действий;
- уход из жизни ребенка сюжетно-ролевой игры, что очень отрицательно сказывается на развитии ребёнка;
- недостаточная сформированность мелкой моторики («ручной умелости»),
- значительное снижение самостоятельности в принятии решений;
- рост "экранной" зависимости;
- ограничение общения со сверстниками, появление чувства одиночества,
растерянности, неверия в себя;
- увеличение числа детей с эмоциональными проблемами;
- рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья.
Требования, которые предъявляются к дошкольному образованию прописаны в еще одном новом документе - Федеральном образовательном стандарте дошкольного образования, начавшем действовать с 1 января 2014 г.
Дошкольный стандарт не призван менять работу в детских садах в одну секунду, он просто работает на развитие маленького ребенка.
Стандарт направлен на сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства – понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к школе. Детство бывает раз и его не вернешь.
И основная задача детских садов – сделать жизнь детей интересной, а в итоге ребенок полноценно проживает дошкольный возраст, развивается и мотивированным переходит на следующий уровень образования.
Разработчики стандарта указывают на то, что все родители должны знать о том, что для успешной адаптации к школьной жизни гораздо важнее, чем умение читать и считать, ребенку нужны психологическая стабильность, высокая самооценка, вера в свои силы.
В ФГОС ДО записано, что содержание дошкольного образования представлено 5 образовательными областями:
познавательное развитие:
- Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации
- Формирование познавательных действий, становление сознания
- Развитие воображения и творческой активности
- Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, тепе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении
и покое, причинах и следствиях и др.), - Формирование первичных представлений о малой родине
и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира
социально-коммуникативное развитие:
- Присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные
и нравственные ценности - Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми
и сверстниками - Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий
- Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания
- Формирование готовности к совместной деятельности
- Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности
к своей семье и сообществу детей и взрослых в организации - Формирование позитивных установок к различным видам труда
и творчества - Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе
речевое развитие:
- Владение речью как средством общения
- Обогащение активного словаря
- Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи
- Развитие речевого творчества
- Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха
- Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы
- Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте
художественно-эстетическое развитие:
- Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия
и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы - Становление эстетического отношения к окружающему миру
- Формирование элементарных представлений о видах искусства
- Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора
- Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений
- Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
физическое развитие:
- Развитие физических качеств
- Правильное формирование опорно – двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики
- Правильное выполнение основных движений
- Формирование начальных представлений
о некоторых видах спорта - Овладение подвижными играми с правилами
- Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере
- Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни
Содержание дошкольного образования направлено на приобретение опыта в следующих видах деятельности.
- Игровая.
- Коммуникативная – беседы, ситуативный разговор, составление и отгадывание
- загадок, рассказов и сказок…
- Познавательно- исследовательская – наблюдение, экскурсии, решение
- проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, реализация
- проектов.
- Восприятие худ. литературы – слушание, обсуждение, разучивание.
- Изобразительная – лепка, рисование, аппликация
- Самообслуживание и бытовой труд
- Музыкальная – слушание и понимание музыки, пение, игра на детских
- музыкальных инструментах, выполнение
- Двигательная – подвижные игры, игровые упражнения, соревнования.
Особый акцент делается на сотрудничество детского сада и семей воспитанников по вопросам образования ребёнка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей.
В нашем ДОУ реализуется комплексно-тематический подход, когда все содержание разбито по темам: например тема «Транспорт», «Осень» и др. В течение 1-2 недель дети проживают определенную тему в разных видах деятельности.
ФГОС определяют нам перестроить отношение взрослого к ребенку, занять взрослому позицию партнера, сместить акцент с занятия как учебной деятельности на занятие как «увлекательное, занимательное дело».
Современная педагогика предлагает перенести акценты с пассивной модели образования (ребенок выступает в роли «объекта», т.е. слушает и смотрит) на интерактивную - (ребенок выступает «субъектом», т.е. работает самостоятельно, выполняет творческие задания, делает выводы, взаимодействует с другими участниками образовательного процесса).
В нашем учреждении уже активно используются различные современные технологии: проблемные, развивающие, проектные, в этом году педагогами освоены и начаты применяться информационно-коммуникативные технологии; активно применяется технология деятельностного метода, Л.Г. Петерсон, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной познавательно – исследовательской деятельности, путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков.
Большое значение в ФГОС уделяется общению детей как со сверстниками, так и со взрослыми. Общение взрослых с ребенком очень важно, но для эмоционального благополучия ребёнка в каждый возрастной период дошкольного детства общение должно быть разным:
(от рождения до 6 мес.) – взрослый для ребенка – источник активной ласки и внимания;
(от 6 мес. до 3 лет) – взрослый – как образец для подражания, источник способов предметной деятельности, партнер по игре;
(от 3 до 5 лет) – взрослый – как источник информации, способный ответить на многочисленные вопросы: “а почему…?”;
(от 5 до 7 лет) – взрослый – источник эмоциональной поддержки, строгий и добрый старший друг.
Важное место в структуре требований ФГОС ДО занимают требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, на первом месте психолого-педагогические:
• формирование и поддержка у ребенка положительной самооценки, уверенности в себе;
• использование форм и методов работы, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей;
• ориентация на интересы и возможности каждого ребёнка, учитывая социальную ситуацию его развития;
• поддержка доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей в разных видах деятельности;
• поддержка инициативы и самостоятельности;
• возможность выбора;
• защита от физического и психического насилия;
• построение взаимодействия с семьями воспитанников.
Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентировдошкольного образования,– это социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Таким образом, одним из приоритетов сегодня в дошкольном образовании становится сохранение (и/или возрождение) условий, в которых ребенок чувствует себя комфортно, играет со сверстниками, сотрудничает с другими детьми в решении разнообразных познавательных задач, проявляет познавательную инициативу, удовлетворяет собственное любопытство, развивает собственное воображение и творческие способности. Где он экспериментирует, фантазирует, обсуждает, учится выстраивать отношения с людьми, сопереживать и находить свое место в коллективе, чувствует заботу о себе и пытается заботиться о других.
О комфортном самочувствии ребенка стали говорить сравнительно недавно. Но это чрезвычайно важно.
Комфортное психологическое состояние ребенка определяется его поведением, которое характеризуется следующими признаками: он спокоен, весел и жизнерадостен, активен, охотно включается в детскую деятельность и общение, свободен и инициативен в контактах со взрослыми, с удовольствием посещает детский сад и т. п. Показателями дискомфорта могут быть: ребенок малоактивен, сторонится детей, испытывает излишнюю робость, ярко выраженное смущение при обращении к нему взрослых и отдельных детей, нерешителен, проявляет беспокойство, тревожность в новых обстоятельствах, не уверен и заторможен при принятии решения, ходит в детский сад без желания, а скорее, по привычке и т. п.
Что же может являться причинами нарушения внутреннего спокойствия ребенка? Их несколько, но наиболее значимыми оказываются детские страхи и неудовлетворение основных потребностей детей. Страхи могут быть разными: боязнь ребенка петь, читать стихотворение одному перед всеми; тревожность, что он с чем-то не справится на занятии Чтобы помочь детям преодолеть страхи, педагогам и родителям необходимо, прежде всего, знать, что тревожит каждого ребенка, и сообща находить индивидуальный подход к каждому из них.
Сегодня важно совместными усилиями детского сада и семьи сформировать у малышей чувство эмоционального благополучия, чтоб он смог радостно и полноценно прожить самый, пожалуй, трудный и ответственный период своей жизни – детство, именно "здесь и сейчас" закладываются основы личности Человека будущего. И если мы, взрослые, не осознаем этого, нам не на что рассчитывать в будущем.