Мы живём в XXI веке, и раз уж нам никуда не деться от
научно-технического прогресса, давайте поговорим о влиянии современной техники
на организм ребёнка. Многие из вас, я уверена, мучаются угрызениями совести,
глядя на увлечённо играющего в компьютерные игры малыша, потому что все слышали
о вреде компьютерных игр на здоровье детей. Отчасти это правда, и нам
необходимо вооружиться специальными знаниями в этом вопросе, чтобы компьютерные
игры отныне приносили дошкольникам только положительные эмоции. Самое главное –
знать как влияет компьютер на детский организм и сколько времени ребёнок может
проводить за монитором без вреда для здоровья. Существуют четыре основных
вредных фактора: нагрузка на зрение, стеснённая поза, нагрузка на психику,
излучение. Давайте разберём каждый из них по порядку:
Нагрузка на зрение
Это первый и самый главный фактор. Продолжительная работа на
компьютере приводит к зрительному переутомлению, что, в свою очередь, может
привести к снижению остроты зрения. Ребёнок старшего дошкольного возраста может
проводить за компьютером не более 10-25 минут, после чего необходимо сделать
перерыв и небольшую гимнастику для глаз. Если у малыша проблемы со зрением, то
садиться за монитор ему можно только в очках. Ни в коем случае не разрешайте
ребёнку работать за компьютером в темноте. Расположите дисплей так, чтобы свет
из окна не падал на экран и не светил в глаза. Проследите, чтобы расстояние от
детских глаз до экрана составляло 50-70 см. И помните: компьютер не является
основной причиной развития близорукости у детей. Огромную роль в этом играют
наследственность, телевизор и чтение в темноте. При грамотном подходе и
организации рабочего места ребёнка, его зрению ничего не угрожает.
Стеснённая поза
Сидя за компьютером, ребёнок смотрит с определённого расстояния
на экран и одновременно держит руки на клавиатуре или органах управления. Это
вынуждает его принять определённое положение и не изменять его до конца игры.
Проследите, чтобы кисти рук малыша находились на уровне локтей, а запястья – на
опорной планке. Также необходимо сохранять прямой угол (90 градусов) в области
суставов. И, конечно, как можно больше разнообразьте досуг ребёнка: между
компьютерными играми ребёнок должен играть в подвижные игры, гулять, заниматься
спортом. Не разрешайте малышу перекусывать за компьютером: эта вредная во всех
смыслах привычка может остаться на всю жизнь.
Психическая нагрузка
Третий по важности фактор – нагрузка на детскую психику.
Компьютер требует не меньшей сосредоточенности, чем вождение автомобиля.
Интересные игры требуют огромного напряжения, которого практически не бывает в
обычных условиях. И всё же психическую нагрузку можно уменьшить. Во-первых, в
работе следует делать перерывы, а во-вторых, необходимо следить за
содержательной стороной игр. Легче всего для детского восприятия статическое,
крупное цветное изображение в сопровождении звука. Достаточно безопасно
рассматривать картинки или фотографии в сопровождении дикторского текста. Хуже
для психики и для глаз воспринимается рисование на компьютере: здесь звук не
играет отвлекающей роли, а всю работу выполняют глаза. Напрягая зрение, малыш
напрягается сам. Всё это происходит и во время чтения с экрана текста, поэтому
поиск информации в Интернете нужно дозировать. Ну и, наконец, настоящие
вредители – игры, содержащие движущееся на высокой скорости изображение и
мелкие элементы. Переутомление и напряжение детского организма после таких
длительных игр снять очень нелегко.
Излучение
Родители боятся радиации от компьютерного монитора. Но у
современных мониторов предусмотрены все меры безопасности: в частности,
собственно то, что называется радиацией (гамма-лучи и нейтроны), монитор вообще
не производит. В нём просто нет устройств со столь высокой энергией. Также
ничего не излучает системный блок. Но вы наверно заметили, что нигде в квартире
пыль не скапливается с такой скоростью, как на компьютерном столе. И эти
пылинки летят, естественно, во все стороны и оседают на компьютерный стол и
лицо ребёнка. Следовательно, необходимо постоянно снижать количество пыли в помещении
посредством влажной уборки. А малыша, вставшего из-за компьютерного стола,
следует умыть прохладной водой или протереть лицо влажной салфеткой.
Семь основных правил при работе малыша за
компьютером:
1.
При слабом зрении садиться за
компьютер можно только в очках.
2.
Соблюдать расстояние от глаз до
экрана (50-70 см).
3.
Делать перерывы в работе и
гимнастику для глаз через каждые 15-25 минут работы.
4.
Соблюдать правильную рабочую позу.
5.
Не работать на компьютере в темноте.
6.
Следить за содержательной стороной игр
и программ.
7.
После занятий умыться
прохладной водой.
Осваивая с ребёнком компьютер, вы формируете развитую,
социально адаптированную личность, а запреты и наказания ничего кроме ответной
агрессии не вызовут. Интерес детей к компьютеру огромен, и ваша задача –
направить его в полезное русло, сделав компьютерные средства привычными и
естественными для повседневной жизни детей. Ни в коем случае не следует
наказывать ребёнка запретом на компьютерные игры, а в качестве поощрения
разрешать играть «сколько хочешь». Современный компьютер должен стать для
вашего малыша равноправным партнёром, способным очень тонко реагировать на все
его действия и запросы. Терпеливый товарищ и мудрый наставник, творец сказочных
миров и отважных героев, компьютер играет всё большую роль в досуге наших
детей, положительно влияя на формирование их психофизических качеств и развитие
личности. Соблюдение несложных правил работы на компьютере позволит вам
сохранить здоровье вашего малыша и одновременно открыть ребёнку мир огромных возможностей,
доступный сегодня маленькому пользователю.
Рекомендации для правильного применения
игровых программ с целью воспитания и развития дошкольника:
· Прежде всего, выбирайте жанр игры в соответствии с
темпераментом и склонностями ребёнка: одним детям лучше подходят спокойные,
размеренные игры, другим – активные, динамические.
· Разрешайте дольше играть в игры с исследовательским
содержанием, чем с развлекательным. Если ребёнок проявляет инициативу, пытается
разрешить возникшую проблему, анализирует сложившуюся ситуацию и делает из неё
выводы – такая игра, несомненно, содержит элементы исследования.
· Продолжительность игры выбирайте в соответствии с
возрастом ребёнка и характером игры. Ритм и продолжительность игры должны быть
сбалансированы: если ритм игры напряжён, то игра не должна быть
продолжительной.
· Не прерывайте игру ребёнка до завершения эпизода –
малыш должен покидать компьютер с сознанием успешно выполненного дела.
· Постарайтесь, чтобы ребёнок усвоил главный принцип
продолжительности игровых сеансов – нельзя играть в игры в ущерб жизненно
важным занятиям, таким как сон, еда, отдых, физкультура, игры на свежем воздухе
и др.
Итак, можно сделать следующий вывод:
использование компьютера в качестве помощника в подготовке дошкольника к
обучению в школе не только возможно, но и необходимо: оно способствует
повышению интереса к учёбе, её эффективности и развивает ребёнка всесторонне.
Одним из важных моментов применения компьютера в работе
со старшими дошкольниками является то, что ребёнок, управляя обучающей
игровой программой, начинает сначала думать, а потом действовать. Теоретическое
мышление в первую очередь связано с осознанием способа действия, необходимого
для решения учебной, игровой, изобразительной или любой другой задачи.
Компьютер же, благодаря своему устройству и функциям, развивает такое мышление,
осуществляя интеллектуальную подготовку малыша к школе.
Другой ценный аспект подготовки ребёнка к школе с помощью
компьютерных программ – это приобщение малыша к исследовательской работе. Компьютерные
игры и программы устроены так, что процесс их освоения побуждает ребёнка
пробовать, проверять, уточнять, делать выводы, корректировать свои действия в
соответствии с текущей ситуацией. Компьютерные игры приучают к этому довольно
быстро, и успех в освоении игровых программ в дошкольном возрасте непременно
даст отдачу в быстром и эффективном освоении прикладных программ в школе.
И, наконец, такой немаловажный аспект, как социальная
адаптация ребёнка к школе, его отношения с будущими одноклассниками. Следует
заметить, что достижения детей в компьютерных игровых программах не остаются
незамеченными ими самими и окружающими. Дети чувствуют большую уверенность в
себе, повышается их самооценка. Даже робкие и малообщительные малыши начинают
активно делиться своими впечатлениями и достижениями в освоении компьютерного
мира. Овладение компьютером благотворно влияет на формирование личности ребёнка
и придаёт ему более высокий социальный статус.
Подводя итоги, хочу
напомнить вам, уважаемые родители, что естественная среда развития ребёнка –
это игра. Малыша не нужно учить или заставлять играть. Он играет спонтанно, с
удовольствием, не жалея времени и не преследуя определённых целей. Поэтому
имеет большое значение разнообразие детских игр, в том числе и компьютерных, в
которых ребёнок мог бы выдумывать всё новые повороты сюжета и принимать на себя
разные роли. Развивая воображение ребёнка, важно помнить, что материалом для
его фантазий служит вся окружающая жизнь, и чем больше в его мире разнообразия,
тем больше простора для его развития. |